РЕКОМЕНДАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

РЕКОМЕНДАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА РОДИТЕЛЯМУЧАЩИХСЯ 1-4-х КЛАССОВ

Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Чтополучил?», «Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении,проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные на Вашвзгляд достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачамив учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствиядействий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйтеего потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и незабывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков.На всю оставшуюся жизнь приходится только 10%.Покупайте и дарите книги, пластинки, картины. Читайте вслух, предлагайтеребенку почитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с нимпрограмму чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте еевыполнениеПомогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход изсложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найтивыход, решение, совершить поступокБудьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместеуроки, так как замечено, что индивидуально предпочитают работатьотличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами,группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себевызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное,увиденное, делится впечатлениями о прожитом.Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка,создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, еслишкола станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

Методические рекомендации социальногопедагога учителям начальных классов и родителям.

Рекомендации при возникновении напряжения в общении.

1.Проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность,терпимость, дружелюбие.

2.Держаться спокойно, не терять самоконтроля. Говорить лаконично, чутьмедленнее, если собеседник излишне взволнован.

3.Установить контакт глазами и стараться не терять его.

4.Дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние (приблизиться,наклониться к нему).

5.Признать свою вину, если объективно таковая есть.

6.Постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вамкажется, он тоже не прав.

7.Показать, что вы заинтересованы в решении проблемы собеседника,сотрудничестве с ним, будете поддерживать его, если это не противоречитинтересам дела

Рекомендации при работе с капризными и упрямыми детьми.

  1. Задайте себе вопрос, не подражает ли ребенок Вам. Иногда мы бурнореагируем на поступки ребенка, напоминающие наши собственные, потомучто слишком хорошо знаем свои недостатки.2. Не стыдите ребенка, не отталкивайте его. Не читайте долгих нотации покаждому поводу. Добивайтесь своего с помощью кратких и простыхнаставлений.3. Подумайте, не связано ли поведение ребенка со слишком длительнымпребыванием перед телевизором.
    4. Подумайте, не стимулирует ли ребенок избыток активности. Некоторымдетям требуется мостик между предельной активностью и временем тихихигр. Им приносят пользу успокаивающие занятия.5. Большинство детей «перерастают» свои капризы, как только научатсяясно выражать свои желания.
    6. Иногда дети капризничают и упрямятся перед началом болезни или впериод выздоровления.
    7. Вместо того, чтобы реагировать только на недозволенное поведениеребенка, попытаться выявить случаи хорошего поведения и вознаградитьребенка объятиями, поцелуями и похвалами.

Рекомендации при работе с гиперактивными детьми

  1. Необходима точная диагностика болезни на основании выявленияпричин и патогенеза.
    2. Необходимо физическое закаливание ребенка.3. Необходима организация коллективных игр соревновательногохарактера, чтобы снять вялость движений ребенка, заинтересовать его.4. Необходимо обучение приемам действий в различных видахдеятельности, следует также разнообразить виды самообслуживания.


 

Рекомендации общения с ворующими детьми

  1. Ваша цель — помочь ребенку контролировать свои порывы и пояснить,почему такое поведение неприемлемо. Вы должны научить ребенка, чтобыон научился просить разрешения, а не просто брать понравившийся емупредмет.
  2. Если Вам необходимо выяснить у ребенка, что произошло, поставьтевопрос следующим образом: «У Маши пропали карандаши, и ЕленаИвановна считает, что их мог взять ты. Это правда?»
  3. Если ребенок признается в том, что он взял чужую вещь, похвалите егоза чистосердечное признание, а потом объясните последствия такогопоступка. Если он будет отрицать свою вину, не обвиняйте его во лжи, арасспросите настойчивее. Не обыскивайте ребенка. Дайте ему возможностьобдумывать свои слова. Возможно он скажет, что «нашел» эту вещь.Объясните ребенку, что одно дело распоряжаться своими вещами, но совсемдругое — брать чужие без разрешения.
  4. Дети не слишком искусно скрывают информацию, поэтому ведитерасспросы настойчиво. Истина может постепенно всплыть после наводящихвопросов.
  5. Не ждите, что после одного разговора случаи воровства сразупрекратятся. Усвоение таких правил требует повторения.
  6. Иногда дети воруют, если им кажется, что ими пренебрегают, относятсяк ним несправедливо или же что, взрослые слишком давят на них. Такимдетям необходимо чувствовать, что они имеют значение, им требуетсяпохвала.Разумное воспитание (притча)Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости?Что важнее?- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал Хинг Ши. – Если ты небудешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги илистья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, недождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласкисолнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день,она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебеудастся вкусить желанных плодов.

Иметь детей – это, конечно, счастье, но, к сожалению, небезоблачное. Послушный, безукоризненный ребенок больше похож наробота. Настоящий, живой маленький человечек не раз огорчитродителей своими поступками, за чем обязательно последует наказание.Но вот каким оно должно быть, за что можно, а за что нельзянаказывать.За что нельзя наказывать

РОДИТЕЛИ должны твердо запомнить, что ребенка нельзя наказывать заврожденные недостатки, которые ребенок не в силах исправить. Например,заикание. Наказание за плохую учебу чаще всего ведет к стойкой нелюбвиходить в школу вообще, а также к обману родителей, вырыванию страниц издневника, прогулам и т.д. нельзя наказывать за проступки, совершенныеребенком из – за непонимания, что это плохо. Ведь он просто этого не знал.Не ругайте его, а спокойно объясните, почему этого делать нельзя. Если выузнали о проступке вашего ребенка спустя длительное время после егосвершения, не наказывайте его. Возможно, сейчас бы он этого не сделал, аскрывал, потому что было стыдно. Поговорите об этом. В случае женепонимания объясните, в чем состоит его вина и как вы огорчены.

Как нельзя наказывать

НАКАЗЫВАТЬ ребенка нужно только с холодной головой и обязательнойлюбовью к нему. Недопустимы элементы жестокости. Такие какподзатыльники, щипки, выкручивание рук или ушей. Часто родителинаказывают, еще не остыв и соответственно не соизмеряя меру наказания ксамому проступку. Бывают случаи, когда в наказание детей родителивкладывают еще и свое плохое настроение, раздражительность, на них своисобственные неудачи. Это совершенно недопустимо. Вы можете нанести нетолько телесные повреждения, но и травмировать психику ребенка, чтоприведет к патологической боязни наказания. А ведь для нас главное – чтобыбоялись огорчить, расстроить родителей, а не ремня.Не стоит в виде наказания использовать домашний труд, если вы, конечно, нехотите привить, например, девочке стойкую неприязнь к уборке. Да ипорученную работу ребенок может выполнить плохо, и за это вы тоже будетеего наказывать? Нельзя детей наказывать в присутствии друзей и вообщеосторонних людей. Ведь вы хотите наказать за конкретный проступок, а неунизить. Для впечатлительных детей нет ничего страшнее, и они могут васвозненавидеть

Нельзя за один и тот же проступок наказывать несколько раз. Например,сегодня вы не разрешили ему смотреть любимую передачу, а в воскресеньене разрешили пойти в гости, мотивируя тем, что он все еще расплачиваетсяза случившееся. Даже преступников не судят дважды за одно преступление.

Как можно наказывать

ОБЯЗАТЕЛЬНО наказание должно быть адекватно проступку. В любомслучае необходимо объяснение, за что и почему это плохо. Лучшеограничиться строгим внушением, но не криком. А для этого нужноуспокоиться самому воспитателю.Физическое наказание возможно лишь в случае, если ребенок жесток кживому: замучил кошку, избил слабого и т. д. Но во всех случаях даже засамым жестоким проступком следует не только наказание, но и прощение.Может ли наказание быть средством воспитания?В современной педагогике не прекращаются споры не только оцелесообразности применения наказания, но и по всем специальнымопросам методики – кого, где сколько, и с какой целью наказывать. Кполному единодушию педагоги, видимо, придут еще не скоро, т.к. бытуютразличные и порой крайне противоречивые взгляды на предмет егоприменения. Одни считают, что надо наказывать чаще, особенно вдошкольном и младшем школьном возрасте, чтобы выработать правильныепривычки поведения. Другие советуют прибегать к наказанию крайне редко,в исключительных случаях. А есть, кто убежден, что истинное воспитание –это воспитание, без каких бы то ни было наказаний.Дети пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок, поройгрубых, наносящих и материальный, и моральный ущерб окружающим.Родители придают особое значение именно наказанию и зачастую
используют его неверно, нанося психике ребенка непоправимый вред.Надо поставить перед собой задачу, как “очеловечить” наказание, как найтиформы, не унижающие человеческого достоинства, как использоватьнаказание так, чтобы направить его к действиям, которые помогли быисправить его ошибку, а не добиваться послушания любой ценой.

Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым)Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватноотносятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.Сочетать наказание с убеждением. Именно через проникновенное слововоспитателя можно довести до сознания смысл наказания и его причины, атакже желание исправить свое поведение.Отсутствие поспешности в применение наказания. Необходимо сначалавыявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.Применять наказание лишь после того, как все другие методы и средства недали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменитьповедение человека, заставить его действовать в соответствии собщественными интересамиНаказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенкадостаточно только взгляда, для другого – категорического требования, атретьему просто необходим запрет.Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызенийсовести. В таком случае – зачем оно?

7 правил известного психотерапевтаВ.Леви “Важно помнить”:

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.
  2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте.Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.
  3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразумного, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступкисразу.
  4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказываютдетей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год послеих совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давностипреступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинствеслучаев – достаточное наказание.
  5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенныхслучаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гневадаже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то ихогорчение для него – наказание.
  6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должновосприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и какунижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив исчитает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказаниевызывает у него отрицательную реакцию.
  7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках –больше ни слова.

Как разрешать воспитательные конфликты в семье?

Для разрешения конфликта надо знать, что конкретно значимо в нем дляребенка и для родителей. Затем, остудив свои эмоции, надо спокойновыработать тактику поведения.Например, ребенок вырвал из дневника лист с замечаниями учителя.Анализируем. Ребенок совершил проступок: он обманул родителей, скрыв отних замечания учителя, вероятно негативного характера. Он сделал это из-забоязни быть наказанным, непонятым, из-за нежелания быть униженным инесостоятельным в их глазах, тревоги за свои отношения с ними.Если в этой ситуации родители не доверяют ребенку, не понимают егопереживаний, не оберегают его от душевных и физических травм, несамокритичны, они скорее всего выберут в этой конфликтной ситуациистратегию соперничества. Эта стратегия самая непродуктивная. Ребенок,получивший двойное наказание за замечание учителя, за обман и порчудневника, еще больше будет бояться подобного случая. А поскольку у негопроблемы с поведением и успеваемостью, то он не застрахован от новыхзаписей в дневнике. Следовательно, он будет вынужден снова и сноваиспользовать испытанный способ самозащиты.Если при тех же отношениях с ребенком родители просто уйдут отконфликта, не будут придавать значения проступку, тем более что подобныевещи уже совершались ребенком, проступок, несомненно, повторится. Дляребенка такая реакция родителей весьма желательна.Родители могут приспособиться к ситуации: слегка пожурить ребенка, азатем при нем отчитать учительницу, которая без конца беспокоит своимизаписями. Чаще сего эту стратегию принимают родители, которые либогиперопекают ребенка, либо безразличны к его проблемам. Такое поведениеродителей самое желательное для ребенка, но его проступки через некотороевремя могут повториться вновь.Очевидно, самой перспективной позицией в конфликтной ситуации являетсяее совместное обсуждение с ребенком – выявление его желаний,переживаний, мотивов поведения – и совместное принятие решений. Вданной ситуации ребенок прежде всего должен

Преодоление трудностей в общении с ребенком

Поведение ребёнка: Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушает.Цель, которую преследует ребёнок: Привлечь к себе внимание.Реакция родителей: Раздражаются.
Ответ ребёнка на реакцию взрослых: Прекращает на время, затем снованачинает.Рекомендации:

  1. Игнорировать
  2. Акцентировать внимание на хорошем поведении
  3. Задать вопрос: «Может ты хочешь, чтобы я обратил(а) на тебя внимание?»

Поведение ребёнка: Отказывается делать то, о чём его просят.Цель, которую преследует ребёнок: Показать, что имеет власть над другими.

Реакция родителей: Начинают сердиться, пытаются использовать своювласть, заставляют.
Ответ ребёнка на реакцию взрослых: Упрямится, усиливает неповиновение.Рекомендации:

  1. Избегать конфликтов.
  2. Стремиться объяснить неправильность поведения3. Не выказывать свой гнев

Поведение ребёнка: Вредит, оскорбляет, не слушает доводов родителей.

Цель, которую преследует ребёнок: Отплатить, отомстить, взять реванш.

Реакция родителей: Чувствуют гнев, обиду.

Ответ ребёнка на реакцию взрослых: Стремится отплатить ещё больше.Рекомендации: Не показывать обиду.

 

 

Поведение ребёнка: Требует помощи, стремится доказать своё неумение.

Цель, которую преследует ребёнок: Продемонстрировать своюнеспособность и неадекватность.Реакция родителей: Соглашаются, что ребёнок ни на что не способен.Ответ ребёнка на реакцию взрослых: Остается беспомощнымРекомендации: Поверить в способности ребёнка, дать понять, что в неговерят

Пути преодоления конфликта между родителями и подростком

Порой родители подавляют желания подростка, и он вынужден отступить,подчиниться, затаив обиду на взрослых, порой родители уступаютподростку, испытывая чувства возмущения, бессилия и обиды. Оба этиметода не лучше, хотя бы потому, что кто-то неизбежно оказывается впроигрыше. Но возможен и беспроигрышный вариант, который воплощаетпоиск решения, удовлетворяющего потребности обеих сторон – и родителей,и ребёнка. Поиск решения достигается при помощи особой методики –«шесть шагов».

Первый шаг: Определение проблемы. Здесь необходимо выяснить причинынеприемлемого поведения ребенка или взрослого. С этой целью полезнеевсего внимательно его выслушать, а затем сообщить ему о своихпотребностях и переживании.

Второй шагПоиск возможных вариантов решения. Искать их надо вместе. Сначалаполезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они, напервый взгляд, кажутся непригодными. Это может быть своеобразный«мозговой штурм», когда предлагается любая идея и ни одна не критикуется.Третий шагОбсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Исходный принципздесь один; должны быть удовлетворены потребности обеих сторон – иребенка, и взрослого.

Четвёртый шагВыбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы:«Если мы используем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? Вчем ошибка этого варианта решения?»

Пятый шагОпределить, как выполнить это решение: что надо сделать.Шестой шагОценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешаетпроблему. При этом полезно спросить друг друга: «Исчезла ли проблема? Выдовольны тем, что мы сделали?»

Рекомендации для родителей и педагогов дляцеленаправленного воздействия на личность трудных детей иподростков

В повседневной практике воспитателю приходится постояннокорректировать поведение воспитанников, развивать нужные качестваличности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаяхвоспитатель использует разумные методы и приемы педагогическоговоздействия.Существуют следующие группы педагогических приемов:

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений междувоспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта:- проявление доброты, внимания, заботы;- просьба;- поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворениеопределенных интересов ипотребностей, выражение положительного отношения).Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:- поощряется только тот положительный поступок, который являетсянерядовым для данного учащегося или в данных условиях;- любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенкаположительные эмоции;- форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности,которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, онидолжны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ееиндивидуальные особенности;
— награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовойпоступок;- поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок,являющийся причиной награды;- помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте
ребенка заслуженной похвалы и награды;- никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было;ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этогопростого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от нихкаждый день;- ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений,уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить овнушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;- если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо,но обязательно весело и жизнерадостно;- всегда учитывайте состояние ребенка;- не унижайте ребенка;- соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте толькопоступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделалплохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».В нарушении перечисленных правил есть риск потерять ребенка.- «авансирование личности» – предоставление воспитанникуопределенного блага, высказывание положительного мнения о личности,хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванспобуждает к лучшему;
— обходное движение. Различное отношение воспитателя к воспитанникунаходит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например,воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительномположении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно,подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближаетсяразвязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силойсвоего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: онудивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога инапряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанникблагодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются.Воспитатель становится для него близким человеком, которому можнодоверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желаниекак-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремлениеисправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическоевоздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвиненияколлектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением;- Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество дляпедагога. Самое главное — трезво оценивать факты. Воспитатель долженуметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать;- проявление огорчения;- проявление умений учителя, его мастерство.Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильногоповедения.- Убеждение и личный пример. Убеждение — это и разъяснение, идоказательство правильности или необходимости определенного поведениялибо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргументправоты педагога.- Доверие.- Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.- Вовлеченность в интересную деятельность- Пробуждение гуманных чувств.- Нравственное упражнение.Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика.- Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведенииученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-топромежуточного звена.- Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегдаосуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которыеактивизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником несосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане,тем не менее, он влияет на поведение трудного ребенка. В этом сутьфлангового подхода.- Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействиезаключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубокоскрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородныхстремлений.Прямые и косвенные тормозящие приемы.- Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуетсявысказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвеннаяконстатация поступка выражается высказыванием или действием, котороедоказывает ученику, что его поступок педагогу известен.- Необычный подарок. «Вечером воспитатель преподнес девочкамбукеты сорняков, собранных с их рядков. Все смеялись, смеялись и Рая сТаей. Зато и сорняков больше на их грядках не стало».- Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагогак нарушению моральных норм.- Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда,когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а самонаказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость,оскорбительные выражения, физическое наказание.- Приказание.- Предупреждение.- Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.- Проявление возмущения.Вспомогательные приемы.- Организация внешней опоры правильного поведения. Сутьзаключается в формировании культурных и моральных привычек с помощьюнравственных упражнений, способствующих многократной организацииправильного поведения.- Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема втом, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми,так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотреблениеосуждением и наказанием.Итак, мы рассмотрели различные способы влияния на трудного ребенка.Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является словородителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры,не переходить на крик. Крик — это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качестваличности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему— вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой быпоступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему ненавредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шагвзрослых на пути к ребенку, чтобы правильно понять его, принять и вовремяпомочь, более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себяследующие компоненты:- Целенаправленная работа по нравственному просвещению (урокиэтики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).- Актуализация всех источников нравственного опыта школьников(учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения междуучащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей сродителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).- Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видовдеятельности и проявлений личности учащихся. Оптимальное соотношение форм практической деятельности инравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционнойработы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдениеследующих принципов.Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудногоученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике,прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним.Условиями реализации данного принципа являются:- стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;- формирование нравственных качеств при самооценке своегоповедения;- постоянное внимание к положительным поступкам ученика;- проявление доверия к ученику;- формирование у него веры в свои силы и в возможность достиженияпоставленных целей;- оптимистическая стратегия в определении воспитательных икоррекционных задач;- учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов,предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.В практической психолого-педагогической деятельности этот принципотражается в следующих правилах:- преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;- проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;- приобщение педагогом ученика к добру и доброте;- защита педагогом и психологом интересов подростка и оказаниепомощи ему в решении его актуальных проблем;- постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решениявоспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждомуподростку;- формирование педагогами в классе, школе гуманистическиотношений, не допускать унижения достоинства подростков.Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер.Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания икоррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученикУсловиями реализации данного принципа являются следующие:- учет особенностей социального окружения подростка при решениивоспитательных и коррекционных задач;- координация взаимодействия социальных институтов, оказывающихвлияние на личность подростка;- обеспечение комплекса социально-психолого-педагогической помощиподростку;- учет разнообразных факторов окружающей социальной среды(национальных, региональных, типа поселения и т.д.);- коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, втом числе и от средств массовой информации.В практической деятельности педагога и психолога этот принцип отражаетсяв следующих правилах:- воспитательная и коррекционная работа строится с учетомособенностей социальных отношений подростка;- воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только вшколе, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторысоциума;- необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды наребенка;- все участники воспитательно-коррекционного процесса должнывзаимодействовать.

Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия натрудновоспитуемых подростков. Этот принцип предполагает определениеиндивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика,специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальнымособенностям, предоставление возможности каждому учащемуся длясамореализации и самораскрытия.Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

- оценка изменений индивидуальных качеств ученика;- выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого.

- учет индивидуальных особенностей ребенка при выборевоспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальноеразвитие;- предоставление возможности учащимся самостоятельного выбораспособов участия во внеучебнойдеятельности.В психолого-педагогической практической деятельности этот принципреализуется в следующих правилах:

- работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироватьсяна развитие каждого из них;

- поиск способов психолого-педагогических способов коррекцииповедения трудновоспитуемого ученика надо вести на основевзаимодействия с ним;

- постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействияна каждого ученика.Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся. Этотпринцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют отнего волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающейсреды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.В психолого-педагогической деятельности этот принцип реализуется вследующих правилах:

- включение детей в решение различных проблем социальныхотношений в реальных и имитируемых ситуациях;

- выявление волевой готовности к решению проблемы социальныхотношений;

- стимулирование самопознания подростков в различных социальныхситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения вразличных ситуациях;

- оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблемсоциальных отношений и в проектировании своего поведения в сложныхжизненных ситуациях.В психолого-педагогической практической деятельности этот принципреализуется в следующих правилах:

- проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать сними, а не за них;

- подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своихотношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни вдальнейшем;

О возрасте, с которого наступает уголовная ответственность

  1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко временисовершения преступления 16-летнего возраста.2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 летподлежат уголовной ответственности за следующие преступления:· Убийство (ст. 105);· Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111);· Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью(ст.112);· Похищение человека (ст.126);
  • Изнасилование (ст.131);· Насильственные действия сексуального характера (ст.132);· Кражу (ст. 158);· Грабеж (ст. 161);· Разбой (ст.162);
  • Вымогательство (ст. 163);· Неправомерное завладение автомобилем или иными
    транспортными средствами без цели хищения (покататься)(ст.166);
  • Умышленное уничтожение или повреждение имущества приотягчающих обстоятельствах (часть 2 ст. 167);· Терроризм (ст.205);
  • Захват заложника (ст. 206);
  • Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207);· Хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 и 3 ст. 213);· Вандализм (ст.214)
  • Хищение, либо вымогательство оружия, боеприпасов ивзрывчатых устройств (ст.226);· Хищение либо вымогательство наркотических средств илипсихотропных веществ (ст.229);

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>