Профилактика правонарушений и безнадзорности

верх

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа№41» города Белгорода осуществляется на основании закона РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ.  В соответствии с ФЗ образовательная организация: выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования,  выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении,  оказывает им помощь в обучении и воспитании детей.

gg1

 

В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений учащихся в общеобразовательной организации организуется внутришкольный учет школьников и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.

Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.

Классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДН, ПДН, внутришкольном учете.

 

ЦЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

  • -защита жизни и здоровья детей;
  • -профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
  • -пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
  • -пропаганда культурно-семейных ценностей;
  • -оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.

ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

  • -создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
  • -организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
  • -повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;
  • -сотрудничество с организациями и службами по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
  • -осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

 

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:

  • законности;
  • демократизма;
  • гуманного обращения с несовершеннолетними поддержки семьи и взаимодействия с ней;
  • индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
  • обеспечения ответственности должностных лиц;
  • комплексности;
  • дифференцированности;
  • многоаспектности;
  • последовательности;
  • аксиологичесности (ценностный) подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

  • Устав школы.
  • Локальный акт: «О Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних»,

В целях предупреждения противоправного поведения и безнадзорности среди учащихся, повышения правовой культуры учащихся и родителей, социально-педагогической компетенции педагогов и родителей, в школе разработан план мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ.

Профилактическая работа планируется и ведется с учетом общешкольных целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, положения семей. Деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых локальных воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях, с использованием активных форм и методов работы.

 

Организационные мероприятия:

  • предупреждение правонарушений, антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  • выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;
  • обеспечение принципов толерантности – гармонии между различными конфессиями, политическими группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов.

 

Основные организационные мероприятия школы

  1. Оказание социально-психологической и педагогической поддержки несовершеннолетним, имеющим отклонение в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
  2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принятие мер по их воспитанию и получении ими основного общего образования.
  3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
  4. Организация в школе общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
  5. Реализация программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
  6. Организация конструктивного взаимодействия социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры. Формирование установок толерантного сознания и поведения, навыков межкультурного взаимодействия.

gg2

 

4 блока организации деятельности:

 

-организационная работа;

-диагностическая работа;

-профилактическая работа с обучающимися;

-профилактическая работа с родителями.

 

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

 

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

 

Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

 

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:

 

Этап Содержание
Изучение подростка и окружающей его среды Диагностика подростка
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа
Самовоспитание Поддержка подростка в процессе самовоспитания

 

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

 

Деятельность осуществляют администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, педагог-психолог, учителя предметники, руководители внеурочной деятельности.

 

В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции.

 

Планы мероприятий по каждому блоку работы.

 

Организационная работа:

— Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ПДН ОВД.

— Организация работы школьного Совета профилактики.

— Проведение тематических педагогических советов, ШМО классных руководителей.

— Педагогический всеобуч для  родителей.

— Социально-педагогическая работа с детьми  «группы риска».

— Составление социального паспорта классов, школы.

—  Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте.

— Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, непосещающих школу).

— Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их во внеурочную деятельность, спортивные секции, кружки.

 

 Диагностическая работа:

— Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.

 

Профилактическая работа со школьниками:

 

1 направление:

Предупредительно-профилактическая деятельность:

— Реализация системы  воспитательной работы школы.

— Проведение мероприятий совместно с ПДН ОВД, участковым уполномоченным.

— Классные часы по пожарной безопасности.

— Организация правового всеобуча.

— Профориентационная работа.

— Проведение мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ.

Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

— Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции.

— Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность в школе.

— Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года.

— Оказание помощи детям группы риска в трудоустройстве в летний период.

— Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

 

gg3

 

 2 направление:

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

Работа в этом направлении предполагает:

— Выявление причин отклонений в поведении.

— Беседы классного руководителя, администрации школы с подростком.

— Приглашение на школьный  Совет по профилактике правонарушений.

— Беседы инспектора ПДН.

— Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции.

— Направление ходатайств в КДН.

— Проведение тренинговых занятий.

 

Профилактическая работа с родителями:

gg4

 

 

— Выбор родительского комитета в классах.

— Выбор родителей в состав школьного Совета по профилактике правонарушений.

— «День открытых дверей» для родителей.

— Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.

— Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

— Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.

— Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.

Проведение родительского всеобуча:

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.

 

Планируемые результаты деятельности по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

1 блок -разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений;-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска» правонарушений.
2 блок -получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи;- получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи;- получение информации о состоянии здоровья учащихся.
3 блок - сформировать у учащихся образ жизни;-сформировать жизненную позицию ребёнка достойной человека;-сформировать жизненную позицию ребёнка
4 блок -создание приоритетного родительского воспитания,-организация педагогического просвещения родителей,-построение демократической системы отношений детей и взрослых.

 

 Критерии отслеживания эффективности деятельности по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Отслеживание эффективности всей программы - появление у подростков устойчивых интересов;- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД;-уменьшение количества детей «группы риска»;- уменьшение количества причин,по которым дети попадают в «группу риска».
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы -проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия.
Конечный результат реализации программы Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних, создание  условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.

низ

Профилактика и безопасность

Памятки

Памятка «Стоп_спайс»

Памятка «Профилактика_насилия»

Памятка «Правила_безопасного_поведения»

Памятка несовершеннолетним

Памятка «Зависимость_от_алкоголя_и_наркотиков_у_подростков»

Памятка для родителей по профилактике правонарушений

Памятка для родителей по предупреждению жестокого обращения с детьми

Памятка для подростков о профилактике вредных привычек

Памятка «Влияние_алкоголя_на_организм_человека»

Алгоритм для родителей-1

Алгоритм для педагогов