Воспитательная работа

Традиционными стали в нашей школе трудовые, спортивные,   интеллектуальные («Эрудит»),  фестивальные  КТД: «Театральные сезоны», «Конкурсы  авторской песни».Каждое из дел включает в себя более или менее сложный комплекс промежуточных акций, объединенных общей тематикой и общими принципами организации, основные из которых:

- общественно полезная направленность;

- абсолютная массовость;

- совместная деятельность детей и взрослых.

Разработка КТД на всех уровнях ведется по общей схеме:                                      — коллективное планирование в условиях прямой демократии;                              — отработка коллективной творческой деятельности поэтапно в первичных коллективах учащихся и учителей и на уровне общешкольного дела;                    —  коллективный анализ в детских коллективах и на педсовете.

Основа воспитательной работы
За основу воспитательной  работы  в школе взят метод коллективного воспитания. Работая с коллективом и воспитывая через коллектив, мы стремимся создать условия для развития и коррекции личностных характеристик каждого члена коллектива в отдельности. В своей деятельности мы  исходим из того, что объект воспитания (дети до 16-17 возраста) воспринимают внешние проявления и воздействия на уровне эмоционального восприятия.  Только эмоциональные переживания с точки зрения современной психологии могут привести к формированию волевых стереотипов в поведении ребенка. Поэтому педагогический коллектив нашей школы создал такую систему, которая через хорошо отработанную структуру коллективной творческой деятельности  давала бы каждому ребенку возможность личного выбора, личной внутренней корректировки, порожденной циклом сильных эмоциональных переживаний, возникающих в результате участия личности в КТД.
Коллективная творческая деятельность
Коллективная творческая деятельность организуется в виде системы этапов, которые  приводят к финалу КТД, являющемуся пиком творческих эмоциональных переживаний коллектива и отдельно взятой личности.
Коллективное планирование

Коллективное планирование осуществляется  в лаборатории основного дела (ЛОД) в игровой форме с использованием методики мозгового штурма. Принять участие в ЛОДе может каждый ученик, педагог, родитель.  Блок предложений по тому или иному делу (обычно до 200 идей) рассматривается на объединенном заседании совета дежурных командиров, которые отбирают наиболее ценные идеи, конструируют ход КТД, расписывают его этапы, формируют его программы. Создаются функционально – аналитические группы, которые непосредственно организуют отдельные этапы и подводят их количественные итоги.

    Для организации коллективной деятельности в первичных коллективах существует совет дежурных командиров, а также дежурный по КТД класс. Этап коллективного планирования объединяет только на уровне общешкольного коллектива в среднем до 200 человек. Это число резко возрастает при планировании в группах и классах.

    Проведение КТД предполагает обязательную этапность

Самоуправление учащихся

Системообразующей деятельностью является организация самоуправления учащихся на принципах коллективного творчества детей и взрослых. Она предполагает следующее:

- организацию самоуправления в рамках постоянной деятельности;

- максимальную демократизацию жизни школы;

- формирование разновозрастного коллектива;

- придание творческого характера коллективной деятельности детей и взрослых;

- развитие условий для самовоспитания.

 Структура органов самоуправления на уровне первичных коллективов представлена

дежурными группами и дежурными командирами. Все задачи решаются дежурными командирами и создаваемыми при необходимости советами конкретного КТД.      На уровне школы структура самоуправления выглядит как объединение школьного коллектива по вертикали (разновозрастные профильные объединения) на основе 4 – 5 общешкольных коллективных творческих дел, в которых участвуют все обучающиеся школы, классные руководители, большинство учителей, родители на равноправных условиях. Все классы объединяются в разновозрастные профильные объединения.Например, объединение №2 включает в себя 1 б, 2а, 3в, 5а, 6г, 7а, 8б, 10а, 11к классы. Работа их координируется с одной стороны советом профильного клуба, а с другой – советом дежурных командиров. Возглавляет объединение главный консультант из числа учителей. Разновозрастный принцип организации коллектива позволяет решить главные задачи нравственного воспитания:- взаимное общение в процессе полезной деятельности младших и старших членов коллектива;-

Реализация воспитательной системы

Воспитательная система МОУ СОШ №41 реализуется:

  - в дидактической подсистеме: в активных формах проведения учебных занятий (циклы: лекции, лабораторные практикумы, семинары, дискуссии),использующих методики групповой работы, мозгового штурма,  коллективного планирования, выполнения и анализа проведенного занятия;

  — в ориентации школы на углубленное изучение предметов, расширяющее возможности выбора и творческой реализации личности;

- в переходе школы на обучение по общеэстетическому варианту, способствующему повышению общего уровня культуры и воспитанности учащихся;

- в подсистеме внеурочной воспитательной деятельности

 Система дополнительного образования школы
Всестороннее развитие обучающихся осуществляется  через блок дополнительного образования, который представлен объединениями: фольклорный коллектив «Калинушка», ансамбль народного танца «Славица», ансамбль спортивно-бального танца «Очарование», театральную студию «Зеркало», туристический клуб «Компас-дубль», военно-патриотический клуб «Маяк» и спортивные секции по различным направлениям (тхеквандо, баскетбол, спортивное ориентирование, футболу, шахматы).
С 1995 года в школе работает ансамбль бального танца «Очарование» (руководители  Чернышева О.А. и Овчаров В.Н.), победитель и призер городских, областных, всероссийских и международных конкурсов.  Более 10 лет действуют школьный фольклорный коллектив «Калинушка» (руководитель Морозова Т.М.), победитель и призер городских и областных конкурсов фольклорно-этнографических коллективов; хореографический коллектив «Славица» (руководители Дорофеев и Дорофеева Н.В.), лауреат фестивалей и конкурсов хореографических коллективов. В 2003 году этому коллективу присвоено звание «образцовый». С 2001 года в школе работает театральная студия «Зеркало», которой руководит Заслуженный работник культуры РФ Уманец В.И. В студии постоянно занимается  более 100 учащихся 1-11 классов.
С 1995 года  в школе действует дивизион юных моряков. Дивизион имеет свою символику, флаг, гимн, форму одежды, ритуалы, традиционные дела. В МБОУ СОШ №41 г. Белгорода оборудованы два морских класса, совмещённых с кабинетами ОБЖ,  действует морской клуб «Маяк». За активную военно-патриотическую работу клуб награжден  медалью «Адмирал Кузнецов» и многочисленными грамотами. Разработана программа функционирования кадетских (мариинских) классов с совместным обучением мальчиков и девочек со ступени начального обучения. В 2 учебном году  открыто  6 кадетских классов (1а, 1д, 5б, 6в, 7г, 9в классы).

К традиционным общешкольным праздникам, которые были проведены в 2011- 2012 учебном году, можно отнести:
«1 сентября – День Знаний» — торжественная линейка
«День Учителя»
«Праздник осени»
«День матери»
«Новый год у ворот»
«Фестиваль песни»
«Театральные сезоны»
«Ветеран живет рядом» (Уроки Мужества)
«Последний звонок»
«Выпускной» в 4-х классах «Прощай, начальная школа!»
«Выпускной вечер»
Проведение традиционных праздников школы освещалось на сайте школы и в школьной газете «Четыре четверти пути».
Вся внеурочная воспитательная деятельность учащихся и педагогов школы организована таким образом, что все воспитательные мероприятия объединены в воспитательные модули.  Это позволяет:
·        создать в школе периоды повышенной творческой активности,
·        задать чёткий ритм жизни школьного коллектива,
·        избежать стихийности, непредсказуемости,
·        прогнозировать и отслеживать степень воспитательного воздействия,
·        привлекать родителей,
·        сформировать коллективные ценности.
Воспитательные модули:
·        сентябрь, май — «За безопасность дорожного движения»;
·        октябрь – «Осенний марафон»;
·        декабрь – «Новый год у ворот»;
·        январь, апрель – «Мы за здоровый образ жизни!»;
·        февраль – «Растим патриота »;
·        март – «Профориентационная работа»;
·        май – «День Победы», «За безопасность дорожного движения».
Реализация воспитательных задач происходит через включение учащихся в определенные виды деятельности:
1. ценностно-ориентированную;
2. интеллектуально-познавательную;
3. спортивно-оздоровительную;
4. художественно-эстетическую;
5. трудовую и экологическую.
В школе функционирует музей морской направленности, имеется библиотека, два спортивных зала, актовый зал, два танцевальных зала, два компьютерных класса.
Вывод: условия для формирования духовно-нравственных качеств и социализации обучающихся являются удовлетворительными.
Проблема:  систематизация деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в соответствии с ФГОС.
Задача: составить программу духовно-нравственного воспитания и развития в соответствии с ФГОС

Ценностно-ориентированная деятельность
Ценностно-ориентированная деятельность включает в себя:
— гражданско-патриотическое воспитание;
—  духовно-нравственное воспитание;
— работа по предупреждению актов терроризма и экстремизма;
— работа по предупреждению ДТП;
В рамках  гражданско-патриотического воспитания  в школе были проведены следующие воспитательные мероприятия:
— акция «Ветеран живет рядом»;
— урок правовых знаний, посвященный 20-летию присоединения России к Конвенции ООН о правах ребенка;
— День флага Белгородской области;
— День пожилых людей;
— Праздничные мероприятия, посвящённые Дню Учителя;
— Тематические беседы по классам: «Моя малая Родина», «Государственная символика России», «Знаменитые земляки».
— выставка тематических газет «Война в истории моей семьи» и другие.
В мае прошла акция «Ветеран живет рядом». Была организована тимуровская помощь ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим на территории микрорайона. Проведены следующие мероприятия: кадеты школы участвовали в мероприятии «Пост №1», единый урок мужества, встречи с ветеранами ВОВ, выставка газет и рисунков, поздравления ветеранов на дому.
С целью реализации мероприятий «За безопасность дорожного движения» по изучению и закреплению знаний ПДД в школе  в 2011-2012 учебном году были проведены следующие воспитательные мероприятия:
— Проводились занятия в «Школе пешехода» в 1-11 кл.
— Тематические классные часы с приглашением работников ГИБДД (1 – 7 классы ).
— Проведение  по классам тематических мероприятий по ПДД (викторина «Знай правила движения как таблицу умножения»).  Но данным мероприятием не были охвачены все классы начального звена.
— Выставка книг в школьной библиотеке «Знай и соблюдай правила дорожного движения»
— Работа Уголка  по «Правилам  дорожного движения» в вестибюле школы.
— Выставка книг в школьной библиотеке по ПДД;
— городская акция «Любите пешеходов»;

Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся неразрывно связаны с учебным процессом, в частности, с преподаванием курса «Православная культура».  «Всегда православным россиянам полезен и нужен дух истинных патриотов. Любовь к Отечеству – великое дело. Любовь к Отечеству – это щит и забрало для народа от врагов внешних», — именно такие слова звучали из уст семинаристов, которые побывали в школе на уроках православной культуры. Речь шла о святых воинах-защитниках Руси.
Проводятся мероприятия в рамках Пасхальной недели, в том числе в тесном сотрудничестве с теологическим факультетом.
В течение года обучающиеся посещали заседания круглого стола в духовно-просветительском центре «Преображение», где проводились мероприятия по обеспечению духовной безопасности.
В майские дни в рамках празднования Дня славянской письменности в школе прошли мероприятия по изучению православной литературы. В школьной библиотеке была организована выставка православной литературы. Также ребята посетили православную лавку, где ознакомились с новинками.
Учащиеся участвовали в исследовательской деятельности «Роль Свято-Троицкого собора и святителя Иосафа в истории Белгорода».
В течение года проводились мероприятия по  профилактике проявлений терроризма и экстремизма среди учащихся: мониторинг по раннему выявлению лиц среди учащихся 8-11 классов на предмет потребления наркотических и психотропных веществ, на причастность старшеклассников к неформальным группировкам (не было выявлено ни одного ученика), тренинг предупреждения вредных привычек у учащихся младшего школьного возраста  (методика «Может ли…», «Приключения Кузи и Фани»), профилактические беседы медицинских работников по профилактике употребления наркотических и психотропных веществ,   беседы с работниками правоохранительных органов  («Закон должен знать каждый», «Подросток и закон»). Оформлен уголок правовых знаний  «О чем говорит закон»,  проведены встречи со студентами духовной семинарии с православными беседами о поведении молодежи
            Интеллектуально-познавательная деятельность
Основное направление работы строилось по принципу “Знания вне урока”. Целью работы являлось расширение знаний учащихся общего кругозора, вовлечение их в  творческую исследовательскую деятельность. В течение года были проведены предметные недели, которые и определяли тематику работы с детьми. Все предметные декады включают в себя игры,  викторина, конкурсы, выставки, олимпиады и т. д., то есть формы работы, которые особенно интересны учащимся.
Данный вид деятельности представлен в анализе методической службы и в результатах программы «Одаренные дети».
Спортивно-оздоровительная деятельность
В  плане реализации программы «Наш путь к здоровью», целью которого является формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, формирование осознания личной ответственности  за своё здоровье, были проведены:
— в течение года проводились соревнования по параллелям по футболу, волейболу, пионерболу, русской лапте, «Веселые старты» и пр.;
— в течение года с 1 по 11 классы тематические классные часы в рамках курса « За здоровый образ жизни»;
—  тематические беседы по классам «19 ноября – Международный день отказа от курения»;
—  месячник «СПИД – реальная угроза нашему обществу;
—  тематические классные часы:  «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» — 1-4 классы, «Чужой беды не бывает…» — 5 – 8 классы,  «Учись на чужих ошибках!» (о пивной зависимости) – 9 – 11 классы проводились классными руководителями совместно с активом классов.
— Дни здоровья по классам;
— оздоровление учащихся в период  каникул (СОК «Лесная сказка», школьный оздоровительный лагерь, санаториях Белгородской области).
При  проведении Дней здоровья были организованы следующие мероприятия:  весёлая гимнастика для учащихся; единый классный час «Урок здоровья»; уроки  с оздоровительной направленностью, с применением здоровьесберегающих технологий, хоровые игры для начального звена,  активные перемены; эстафеты «Весёлые старты»; спортивные игры, конкурс плакатов «Мы – за здоровый образ жизни».
В конкурсе плакатов, рисунков «Мы за здоровый образ жизни!»  приняли участие 7 — 11 классы, классные  руководители и актив класса смогли организовать все классы для участия в конкурсе.
Организация внеурочной спортивной деятельности проводилась в соответствии с расписанием. Но по результатам городской спартакиады школьников школа заняла 10 место из 26, что является низким результатом.
На недостаточном уровне проводились совместные спортивно-оздоровительные мероприятия с родителями.

 

Художественно-эстетическая деятельность
Основная цель – развитие творческих способностей, привитие эстетического вкуса, внутренней и внешней культуры. Традиционными являются экскурсии в музей и выставки. В течение года учащиеся побывали на премьерных показах спектаклей Белгородского театра им. Щепкина, гастрольных спектаклях ХГТОБ, спектаклях Школы искусств, Белгородской областной филармонии.  В течение года проходили выставки, работала школьная выставка декоративно-прикладного творчества. Учащиеся принимали участие в городских и областных выставках декоративно-прикладного творчества.
Посещение музеев велось систематически, по абонементам или по графику. Обязательны классные музейные уроки в канун Дня Победы, Дня защитника Отечества. Музеи города посетили 100% обучающихся.

Трудовая и экологическая деятельность
Целью работы в этом направлении является воспитание уважения к труду как основе человеческого бытия, воспитание любви к окружающему миру.
В течение года работа велась целенаправленно, организованно, разнообразно. Проведены общешкольные и городские акции: месячник по благоустройству и озеленению школы (сентябрь), “Помоги птицам зимой” (январь), “ Дни защиты от экологической опасности”, (апрель), “Помощь зоопарку” (ноябрь). школа участвует в реализации городской программы «Зеленая столица».
С 1 по 9 класс действовала «Школа экологической грамотности».
Учащиеся 10-х классов принимали участие в общегородской экологической акции.
Велась  профориентационная работа, проводились тематические родительские собрания, классные часы: ”Покажи себя в полном блеске” или ”Как устроиться на работу” (9-11 классы), “Труд — опора семейного воспитания». Были проведены встречи со студентами БелГУ, БГТУ на тему “Моя будущая профессия”(11 классы). Учащиеся пятых классов регулярно проводят рейд в библиотеке ”Новая книжкина жизнь”.
В течение летнего времени учащиеся 5-10 классов проходили летнюю трудовую практику. Был выполнены работы по уходу за клумбами, по уборке и благоустройству территории.

                                 Работа органов ученического самоуправления
ДОО «Республика Школяндия».
Необходимость создания программы деятельности ДО «Радуга» продиктована социальными изменениями в обществе и самой жизнью. Методология базируется на общечеловеческих ценностях и нравственных устоях.
От того, какие ценности будут сформированы у подрастающего поколения сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время и в будущем. В связи с этим значительно возрастает социальная значимость деятельности детских общественных институтов, направленная на создание условий для социализации ребенка. Среди этих институтов особое место занимают детские общественные организации.
Цели  ДОО
-Способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной, политической и культурной жизни общества через положение экскурсионно-краеведческой работы, через вовлечение учащихся в различные виды деятельности, через систему работы по воспитанию человека мира.
-Формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через всестороннюю организацию интеллектуально-познавательной деятельности.
-Формировать высокие нравственные принципы (честность, порядочность, сострадание, трудолюбие и т. п.), научить детей следовать им в повседневной жизни.
-Дать учащимся знания о здоровом образе жизни, научить детей их пользоваться этими знаниями.
-Способствовать развитию самостоятельности, инициативы, самотворчества.
Деятельность ДОО предполагает воспитание социально- ориентированной личности. Члены ДО, участвуя в групповых творческих делах, ощущают себя частицей большого дружного коллектива. Участие ребят в жизни «Школяндии» воспитывает у них демократические принципы общежития: каждый учится высказывать свое мнение и прислушиваться к другому. Программа предоставляет широкие возможности для развития творческих способностей детей, а также не исключает возможности развиваться и совершенствоваться.
Цель деятельности органа ученического самоуправления Совета «Альтаир»  -организация жизни школы по принципам:Творчество, Законность,  Равенство, Доброта, Добровольность, Стремление к познанию,  Патриотизм.
Структурными элементами Совета являются ЦЕНТРЫ.
В течение учебного года проводились заседания Совета старшеклассников, на которых рассматривались вопросы об организации внеурочной деятельности 8-11 классов. Был организован день самоуправления, организованы праздничные концерты к Дню учителя, 23 февраля,  8 марта.

 

                                           Профилактика правонарушений

Сохранение и обеспечение безопасности  жизнедеятельности учащихся и укрепление здоровья детей и подростков входят в число важнейших задач всех субъектов системы государственной профилактики. Реализация комплексного подхода к проблеме предупреждения социально опасных явлений в обществе, профилактики отклонений в поведении детей и подростков и обеспечение безопасности их жизнедеятельности осуществлялись образовательным учреждением во взаимодействии с семьями обучающихся, учреждениями системы профилактики
Работа в 2011-2012 учебном году проводилась в соответствии с планом работы школы и основными направлениями молодежной политики. Реализуя поставленные задачи в 2010 — 2011 гг. продолжилась  работа по:

  1. обеспечению конституционных прав учащихся на получение образования;
  2. обеспечению межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений в среде несовершеннолетних;
  3. обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
  4. методической поддержке образовательного процесса;
  5. сохранению здоровья учащихся школы;
  6. созданию условий для всестороннего развития личности ребенка;
  7. формированию законопослушного поведения;
  8. защите учащихся от всех видов насилия;
  9. созданию благоприятных условий для социализации личности;

Практическая реализация данных задач связана с реализацией ряда стратегических документов, которыми педагогический коллектив школы руководствуется в своей повседневной работе:

  1. «Закон Российской Федерации об образовании»;
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2006-2010гг.»;
  3. Концепция модернизации Российского образования до 2010 г.;
  4. Закон Белгородской области «О защите прав ребенка в Белгородской области» от 13.12.2000 г. № 123;
  5. Федеральный закон от 10.07.2001г. №87 «Об ограничении курения табака»;
  6. Постановление главы администрации Белгородской области от 06.02.2003г. №53 «О концепции межведомственного взаимодействия профилактики наркомании среди молодежи Белгородской области»;
  7. Закон Белгородской области от 31.01.2005 года №167 «Об ответственности родителей за воспитание детей»;
  8. Городская целевая программа «Комплексные меры противодействия немедицинскому употреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2009-20011гг.».
  9. Постановление правительства Белгородской области от 24 декабря 2007 г. N 315-пп «Об областной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2008-2011 годы»;
  10. Федеральный закон от 24.07.99г. №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»;

законом Белгородской области от 13.12.2000г. № 122 «О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области».
Мероприятия по защите прав несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений осуществлялись на принципах  межведомственного взаимодействия.
Для реализации межведомственного подхода  во взаимодействии в вопросах профилактики отклоняющегося поведения и семейного неблагополучия были подготовлены планы совместной работы с отделением по делам несовершеннолетних ОМ-4 УВД по г.Белгороду, ОГУЗ «Областной наркологический диспансер», областным Центром по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, БРО ООО «Российский Красный Крест». В школе сложилась система работы по исполнению Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>