Профориентация

Страничка профориентационной работы в школе

«Выбираем профессию»

Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь,
То ни один ветер не будет для тебя попутным.
Луций Аней Сенека
Римский философ (I век)

Уважаемые ученики, родители, педагоги и все, кому интересны вопросы профессиональной ориентации. Вы вошли в виртуальный профориентационный кабинет МБОУ СОШ № 41 г. Белгорода.
Выбор профессии – важный этап в жизни любого человека, от которого зависит его будущее.
Надеемся, что информация, представленная на наших страничках, окажется для Вас полезной и поможет определиться в огромном мире профессий.

С уважением разработчики виртуального кабинета.
План работы образовательного учреждения
по профессиональной ориентации обучающихся
Цель: формирование у обучающихся готовности к самостоятельному и осознанному выбору жизненного и профессионального пути.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1 Мониторинг поступления выпускников школы в высшие и среднеспециальные учебные заведения, мониторинг трудоустройства. Август-сентябрь Классные руководители, завуч по УВР Колупаев В.Г.
2 Реализация элективного курса «Профессиональное определение старшеклассников» для обучающихся 9-х классов В течение года Педагог-психолог Скляренко Н.И.
3 Проведение активизирующих профориентационных занятий для учащихся 8-х классов по программе «Мой путь, моя карьера» В течение года Педагог-психолог Скляренко Н.И.
4 Проведение диагностического обследования обучающихся 8,9,11-х классов с целью изучения профессиональных интересов, склонностей, способностей и личностных особенностей. В течение года Педагог-психолог Скляренко Н.И.
Классные руководители
5 Проведение индивидуальных консультаций для обучающихся, родителей и педагогов по вопросам профессиональной ориентации. В течение года Педагог-психолог Скляренко Н.И.
6 Реализация курса занятий по «Автоделу» для обучающихся 10-11-х классов. В течение года завуч по УВР Колупаев В.Г.
7 Сотрудничество с БГТУ им. В.Г. Шухова в рамках модульного эксперимента «Организационно-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения старшеклассников» В течение года Педагог-психолог Скляренко Н.И.
Классные руководители
завуч по УВР Колупаев В.Г.
8 Организация экскурсий на предприятия и в учебные заведения В течение года завуч по УВР Колупаев В.Г., классные руководители
9 Организация тематических встреч с представителями Центра занятости населения, а так же с представителями учебных заведений. В течение года Педагог-психолог Скляренко Н.И.
завуч по УВР Колупаев В.Г.
10 Посещение Дней открытых дверей в колледжах ПУ, ВУЗах В соответствии с графиком проведения Классные руководители
11 Обновление стендовой информации 1 раз в четверть Педагог-психолог Скляренко Н.И.
завуч по УВР Колупаев В.Г.
12 Посещение городской «Ярмарки профессий» В соответствии с графиком проведения завуч по УВР Колупаев В.Г.
классные руководители

Где можно приобрести профессию.

Поиск работы. Как правильно организовать.

На базе нашей школы на протяжении семи лет педагогом-психологом Скляренко Натальей Ивановной реализуется курс профориентационных занятий «Профессиональное определение старшеклассников».
Основная цель курса – актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда и их соотнесение.

Задачи курса:

  • Сформировать положительное отношение к самому себе через знакомство с собственными индивидуальными психологическими особенностями, интересами, целями, ценностями и самоопределение в собственной жизненной и профессиональной стратегии.
  • Повысить уровень психологической  компетентности обучающихся за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, повышение потребности в самосовершенствовании;
  • способствовать развитию коммуникативной компетенции, освоения разных форм и методов общения, осознанию своих возможностей в этой области, необходимой во всех сферах трудовой деятельности (хотя и в разной степени);
  • ознакомить обучающихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
  • Познакомить с особенностями регионального рынка труда и образовательных услуг;
  • Познакомить со спецификой процессов самоорганизации и самопрезентации личности.
  • Определить профиль дальнейшего обучения в связи с особенностями выбираемой профессии.

Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс обучения по программе «Профессиональное определение старшеклассников»
Учебники:

Технология. Твоя профессиональная карьера. 8(9) класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / (П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др.); под ред. С.Н. Чистяковой. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.

Учебные и методические пособия:

1.Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. Спб., Речь, 2006. — 240 с
2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. Кн. Для учащихся ст. классов сред. шк. — 2-е изд., доп. и дораб. — М.: Просвещение, 1990. — 159с.: ил. — (О профессиях, производстве и людях труда).
3.  Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб. пособие для 8-11кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 1995. — 191с.; ил.
4. Шеховцова Л., Шеховцов О. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе: Учебное пособие. — Спб.: ООО Издательство «Северо-Запад»; Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2006. — 176 с.

Количество учебных  часов в 9-м  классе
В год – 34 часа
В неделю – 1  час

Профессиоргаммы профессий

Как изучать профессиограмму.
Реформа российского общества предъявляет новые требования к сис­теме образования необходимо не только организовать образователь­ный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях. В системе образования заметно усилился процесс реорганизации — идет работа над образовательными стандартами, изменяется структура и спектр специальностей, появились альтернативные образовательные учреждения. Однако при этом, как и ранее, больше внимания уделяется получению академических знаний и значительно меньше — овладению практическими навыками работы в условиях изменяющейся экономики. Выпускники общеобразовательной и профессиональной школ страдают от неопределенности своей будущей карьеры. Многие из них нуждаются в специальном консультировании и психологической помощи. Поэтому особое значение приобретает помощь учащимся в выборе профессии. В настоящее время рынок профессий и рынок образо­вательных услуг в России оказываются практически не связанны­ми, примерно 50% выпускников вузов реально работают не по той специальности, по которой они получили образование, около 60% выпускников средних специальных заведений и 70% выпускников профессионально-технических училищ ежегодно оказываются не во­стребованными предприятиями и организациями. Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является ос­новой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жиз­ни. Определение профессии включает в себя очень многое, но прежде всего:
♦  кем быть,
♦  к какой социальной группе принадлежать,
♦   какой стиль жизни выбрать,
♦  какие цели определить для себя в будущем
Процесс выбора профессии характеризуется многомерностью. Для правильного, адекватного выбора выпускнику школы приходится проделать большую внутреннюю работу:
♦  необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности);
♦  узнать и принять требования избираемой профессии;
♦  осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей и особенностей профессий и оценить возможность или невозмож­ность коррекции этих несоответствий.
В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются вместе с развитием общества, науки и техники, но при этом многие профессии сохраняют свои главные признаки и сопровождают чело­вечество в течение столетий. Поэтому так важно правильно описать профессию, выделить в ней наиболее существенные особенности, которые могут показать человеку, выбирающему род деятельности, подходит она для него или нет.
В науке и практике профессиональной ориентации имелось много попыток описания и классификации профессий:
♦  по предмету труда, по профессиональным областям;
♦  по требованиям, предъявляемым к работнику;
♦  по степени самостоятельности в труде;
♦  по напряженности труда и т. п.
Чем больше признаков учитывается при описании профессии, чем больше они относятся к психологическим, внутренним качествам человека, тем успешнее может быть выбор профессии на основе этого описания.
При выборе профессии важно обратиться к профессиограмме.
Профессиограмма составляется на основе анализа содержания про­фессиональной деятельности и включает в себя общую характери­стику профессии и требования, которые профессия предъявляет к че­ловеку.
Если человек хочет выбрать профессию в соответствии со своими индивидуально-личностными особенностями, ему больше подойдут профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем такие, которые построены на основании формальных признаков профессий. Так, при смене профессии или при выборе запасного варианта лучше ориентироваться на профессии, связанные со следующими психологическими характеристиками:
♦  способ мышления;
♦  тип личности;
♦  предпочитаемый способ взаимодействия с людьми.
В этой книге представлены 99 профессиограмм наиболее популярных среди современных школьников профессий. Подбор профессий был осуществлен на основе анкетирования выпускников общеобразова­тельных школ и индивидуальных бесед с ними.
Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов.
1.  Классификационная карточка профессий.
2.  Доминирующие виды деятельности.
3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональ­ной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности).
4.  Качества, препятствующие эффективности профессиональной дея­тельности.
5.  Области применения профессиональных знаний.
6.  История профессии.
7.  Некоторые профессии, которые также подходят человеку с данным типом личности.
8.  Учебные заведения, обучающие данной профессии.
Знакомство с разделами профессиограммы начинается с класси­фикационной карточки профессии, в которой в краткой форме из­ложены наиболее важные с психологической точки зрения признаки профессии:
♦  наименование профессии;
♦  доминирующий способ мышления;
♦  область базовых знаний;
♦  профессиональная область;
♦  межличностное взаимодействие;
♦  доминирующий интерес;
♦  дополнительный интерес;
♦  условия работы.
Выше уже отмечалось, что при выборе или смене вида деятельности эффективнее ориентироваться на профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем на конкретные ха­рактеристики предмета и орудий труда. Именно поэтому»в данной кни­ге каждая профессиограмма включает важнейшие психологические ка­чества специалиста, краткая характеристика которых приводится ниже.
Доминирующий способ мышления. Практически любая деятельность состоит из различных проблемных ситуаций, и человеку все время приходится решать различные профессиональные задачи:
♦  одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется выбрать одно из нескольких готовых решений;
♦  другим — в ситуациях, где нужно предложить что-то новое;
♦  третьим предпочтительно не размышлять, а действовать.
В одной и той же проблемной ситуации один человек будет переби­рать различные способы выхода из ситуации, другой — искать причины и анализировать возможные последствия. Следовательно, привычные для человека способы мышления, наиболее характерные стратегии вы­хода из таких сложных ситуаций проявляются и в обычных житей­ских, и в профессиональных обстоятельствах. Если профессия посто­янно требует от работника применять не свойственный ему способ мышления, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт и не смо­жет добиться успеха в данной деятельности.
Доминирующий, т.е. преобладающий, способ мышления является устойчивой характеристикой личности. Узнать, какой способ мышле­ния у человека преобладает, можно, проанализировав, решение каких задач дается ему легче всего, какие житейские ситуации для него наи­более привлекательны, какие хобби имеются.
Все способы решения профессиональных задач можно разделить на три больших класса:
1) приложение (применение имеющихся знаний, когда процедура ре­шения достаточно четко определена и заранее выучена);
2) адаптация (приспособление имеющихся общих знаний к условиям, контексту изменяющейся ситуации);
3) производство (непосредственное исполнение действий, в основном это относится к ручному труду).
В пособии предлагается следующая классификация способов мыш­ления:
♦  приложение — способ разрешения проблемной ситуации четко определен, имеется ясная внутренняя модель того, как должно быть. Разновидности: приложение — процедура, приложение — диагно­стика, приложение — регуляция;
♦  адаптация — имеется несколько способов решения проблемной ситуации, и необходимо выбрать оптимальный в зависимости от об­стоятельств. Разновидности: адаптация — анализ, адаптация — ко­ординация, адаптация — формализация;
♦  производство — представление о выполнении задачи хранится в дви­гательной памяти человека, производится непосредственное действие. Разновидности: производство — сила, производство — ловкость.
Эта классификация сохраняет названия, принятые в современных зарубежных исследованиях.
По преобладающему способу мышления всех людей можно разделить на несколько типов, причем каждый из типов характерен для людей разных профессий. Поэтому, определив свой тип, можно проверить, соответствует ли он избранной профессии. Выделено восемь типов людей.
1.  С преобладающим способом мышления «приложение — процедура». Такие люди лучше всего чувствуют себя, когда нужно точно и пунк­туально выполнить известные им заранее процедуры решения по­ставленной задачи. Профессии, которые им подходят, требуют быс­трого и точного исполнения известных процедур решения.
2.  С преобладающим способом мышления «приложение — диагностика». Такие люди лучше всего замечают ошибки, отклонения от нормаль­ного течения процесса, способны найти причины этих ошибок. Про­фессии, которые им подходят, связаны с выявлением причин ошибок, аварий, неправильного функционирования техники с целью профи­лактики, контроля исправности и устранения неисправностей.
3.  С преобладающим способом мышления «приложение — регуляция». Такие люди любят рассматривать различные аспекты целостной системы с точки зрения того, чтобы обеспечить ее правильное и точное функционирование. Они способны хорошо регулировать отноше­ния между частями целого, достигать равновесия, избегать напря­жения. Профессии, которые подходят людям этого типа, связаны с согласованием действий и могут иметь отношение как к техниче­ским, так и к организационным системам.
4.  С преобладающим способом мышления «адаптация — анализ». Такие люди склонны анализировать ситуации, выделять существен­ное, предлагать новые решения. Профессии, в которых применяется этот способ мышления, требуют произвести анализ разнообразных данных, их сравнение, сопоставление, интерпретацию с целью даль­нейшего обобщения и планирования.
5.  С преобладающим способом мышления «адаптация — координация». Такие люди могут согласовывать цели и решения различных мно­гочисленных задач одновременно, стремятся к разви^йда и иннова­циям. Профессии, которые подходят людям с этим способом мыш­ления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей.
6.  С преобладающим способом мышления «адаптация — формализация». Такие люди хорошо интерпретируют различные ситуации, умело приспосабливаются к обстоятельствам и другим людям, они могут легко придать новую форму различным мыслям и идеям. Профес­сии, которые им подходят, требуют следующего:
♦  умения слушать и переводить на понятный другим язык раз­личные сложные проблемы;
♦  коммуникативности;
♦  умения считаться с ситуацией и другими людьми.
7.  С преобладающим способом мышления «производство — сила». Та­кие люди предпочитают решение конкретных технических задач с применением физической силы. К профессиям, требующим это­го способа мышления, относятся в основном профессии ручного труда.
8.  С преобладающим способом мышления «производство — ловкость». Такие люди предпочитают решать конкретные технические задачи используя навыки к ручному труду. К профессиям этого типа отно­сятся в основном профессии, требующие ловкости и сноровки.
В классификационной карточке отмечается, какой способ мышления наиболее характерен для представителей данной профессии.
Область базовых знаний. Для каждой профессии требуется опре­деленная совокупность знаний и умений. Необходимый уровень зна­ний может быть:
♦  высоким (теоретическое знание);
♦  средним (практическое использование знаний);
♦  низким (знание получено опытным путем, навыки).
В классификационной карточке отмечены две области базовых знаний:
♦  область базовых знаний № 1 и их требуемый уровень (знания по общеобразовательным предметам);
♦  область базовых знаний № 2 и их уровень (знание по специальным предметам).
Каждый человек может сравнить имеющиеся у него знания с теми, которые требуются для данной профессии.
Профессиональная область. Любая профессиональная деятельность относится к какой-либо более широкой профессиональной области. В классификационной карточке указывается область, к которой отно­сится данная профессия. При выборе профессии надо подумать, есть ли желание работать именно в этой профессиональной области.
Межличностное взаимодействие. В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. При этом люди различаются по тому, предпочитают ли они частое или редкое взаимодействие, решать задачи вместе или в одиночку.
На этом основании можно выделить следующие типы.
1.  Редкое взаимодействие означает, что человек не стремится действо­вать совместно с другими, предпочитает независимость. Такие люди хорошо переносят одиночество во время деятельности, сами орга­низуют решение своих профессиональных задач и не считают, что работа должна происходить в группе.
2.  Частое взаимодействие по типу «напротив» означает, что человек стремится работать с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при частых взаимоотношениях с другими. Такие люди предпочитают профессиональные ситуации продажи, переговоров, приема; ценят возможность обсуждать, договариваться, давать справки другим.
3.  Частое взаимодействие по типу «рядом» означает, что человек стре­мится находиться рядом с другими людьми при решении профессио­нальных задач. Здесь предпочтение отдается таким профессиональ­ным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, при том, что рабо­тает не в одиночку.
4.  Частое взаимодействие по типу «вместе» означает, что человек стремится действовать вместе с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при постоянных взаимоотноше­ниях с другими. Здесь предпочтение отдается выполнению общей работы «командой», маленькой спаянной группой. Такой человек соглашается на некоторую зависимость от других в работе и не любит работать в одиночку.
Знание своего предпочитаемого типа взаимодействия помогает подо­брать работу, где человек чувствует себя наиболее комфортно. Следует, однако, иметь в виду и то, что для некоторых людей тип взаимодействия не имеет значения, они готовы к любым профессиональным ситуациям.
Определить свой тип взаимодействия можно, проанализировав свое поведение в общении с другими людьми.
В классификационной карточке для каждой профессии указывается характерный тип взаимодействия.
Доминирующий интерес. Интересы людей разнообразны, и по степени выраженности интересов всех людей подразделяют на разные типы личности.
Каждый тип личности служит для описания группы людей, обладаю­щих определенными личностными и профессиональными особенно­стями. Люди разных типов предпочитают одни и отвергают другие виды деловитости (работу, отдых, хобби). Каждый тип личности в наи­лучшей степени может выразить себя в определенной профессиональ­ной среде. Необходимо только, чтобы тип личности соответствовал выбранной профессии.
В зависимости от доминирующего (т. е. ведущего, основного) интереса выделяют следующие типы.
1.  Реалистический (практический) тип — любит заниматься конкрет­ными вещами и их использованием. Он ориентирован на практи­ческий труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Занимается конк­ретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практи­ческим использованием (бор дантиста, сверлильный и токарный станки, ювелирные инструменты, скальпель хирурга, управление машинами и различными механизмами). Хорошо развито практи­ческое мышление. Охотно выбирает профессии водителя, ветери­нара, фермера, лесничего, радиомонтажника, милиционера, кар­тографа.
2.  Исследовательский (интеллектуальный) тип — сообразителен и на­блюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению. Предпочитает научные профессии: эколога, футуро­лога, философа, химика, биолога.
3.  Социальный тип — активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устана­вливать и поддерживать отношения с людьми. Главным содержанием труда является взаимодействие с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Профессии данного типа: учитель, воспитатель, психолог, священнослужитель, социальный работник.
4.  Конвенциональный (стандартный) тип — усидчивый, исполнитель­ный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцеляр­ским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус, кассир).
5.  Предпринимательский тип — находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится к ли­дерству, любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усид­чивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми — многочисленны. Выбирает профессии коммерсанта, предпринимателя, политика, страхового агента, менеджера.
6.  Артистический тип — высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обосно­вания). Развито восприятие, ручные умения и словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной и музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью (дизайнер, художник, музыкант, актер).
В классификационной карточке профессии отмечено, какой доми­нирующий интерес характерен для каждой из них.
Для определения своего типа личности можно использовать «Опрос­ник профессиональных предпочтений», опирающийся на теорию про­фессионального выбора Дж. Холланда (см. Приложение).
Дополнительный интерес. Интересы человека чаще всего невозможно описать с помощью только одного доминирующего интереса. Кроме основного при анализе профессий необходимо учесть и дополнительный интерес. Поэтому в классификационной карточке для каждой профес­сии отмечены как доминирующий, так и дополнительный интересы. На­пример, для профессии менеджера доминирующим интересом является предпринимательский, а дополнительным интересом — социальный.
В профессиограмме в разделе «Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности» перечислены виды дея­тельности, предпочтительные для человека с психологическими при­знаками, соответствующими ее требованиям. Это означает, что доми­нирующие и дополнительные интересы у этих профессий совпадают. Такая информация, как уже отмечалось ранее, может быть полезной при смене профессии или при ее выборе в качестве запасного варианта. Каждый человек при желании может получить дополнительные знания и освоить новую профессию. Главное, чтобы она соответствовала типу личности, интересам и складу мышления.
Так же как и доминирующий интерес, дополнительный интерес определяется на основе «Опросника профессиональных предпочтений» (см. Приложение).
Условия работы. Профессиональная деятельность всегда проходит в определенных условиях. В классификационной карточке отмечаются два вида условий:
♦  работа в помещении или вне помещения;
♦  мобильная (подвижная) или сидячая.
При выборе профессии любой человек может выбрать те условия, которые его больше устраивают.
После знакомства с квалификационной карточкой профессии можно перейти к изучению профессиограммы.
В разделе «Доминирующие виды деятельности» перечислены основ­ные профессиональные задачи, которые решает специалист данной профессии; действия, которые он выполняет.
В разделе «Качества, обеспечивающие успешность выполнения про­фессиональной деятельности» указаны качества личности, без которых невозможно достичь успеха в выбранной профессии:
♦  способности;
♦  особенности личности;
♦  интересы;
♦  склонности.
В разделе «Качества, препятствующие эффективности профессио­нальной деятельности» описаны качества личности, которые могут помешать успеху в выбранной области деятельности.
В разделе «Области применения профессиональных знаний» указаны виды учреждений, организаций, предприятий, где может работать спе­циалист, овладевший данной профессией.
В разделе «История профессии» приводятся сведения о возник­новении, изменении, развитии данной профессии с древних времен до нашей дней.
В разделе «Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности» перечислены иные профессии, которые может успешно выполнять человек, имеющий такие интересы.
В разделе «Учебные заведения, обучающие данной профессии» ука­заны некоторые учебные заведения, в которых можно получить инте­ресующую вас специальность.
В подготовке материалов для этого пособия принимали участие кан­дидат психологических наук, доцент С. Ю. Решетина, старший препо­даватель С. В. Мыскин и студенты факультета психологии МГПУ.
Книга, которую вы сейчас держите в руках, является не только учеб­ным пособием для студентов высших и средних специальных заведений, изучающих основы профессиональной ориентации и консультации, но и своеобразным методическим и справочным материалом для педа­гогов, профессиональных консультантов, практических психологов, Необходимым в их работе. Это никоим образом не исключает того, что материалы, представленные здесь, полезны и интересны для тех, кто только выбирает свое профессиональное будущее.

Романова Е. С.  99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы 2-е изд СПб.: Питер, 2004 — 464 с

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>